Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/metassd/data/www/news.bibo.kz/engine/classes/templates.class.php on line 68 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/metassd/data/www/news.bibo.kz/engine/classes/templates.class.php on line 72 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/metassd/data/www/news.bibo.kz/engine/modules/show.full.php on line 343 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/metassd/data/www/news.bibo.kz/engine/classes/templates.class.php on line 60 Ученые реконструировали влияние климата на древние цивилизации Востока » News.Bibo.kz - Новости России и мира
«    Октябрь 2020    »
19202122232425

Наука

12-08-2014, 12:05

Ученые реконструировали влияние климата на древние цивилизации Востока

Международный коллектив ученых впервые исследовал воздействие климата на судьбу древних цивилизаций Ближнего Востока методом анализа стабильных изотопов углерода в ископаемых зернах ячменя. С результатами работы можно ознакомиться в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Хотя влияние климатических изменений на историю обществ древности считается общеизвестным научным фактом, непосредственный механизм воздействия условий окружающей среды на урожайность земледельческих обществ остается малоизученной. Симона Риль (Simone Riehl) из Тюбингенского университета (Германия), а также ее коллеги попытались связать археологические и палеоклиматические данные: единственным связующим звеном, по их мнению, является анализ стабильных изотопов углерода. Они сравнили 1037 образцов зерен ячменя, взятых в 33 археологических комплексах Плодородного полумесяца. Хронологический разброс исследования — от неолита (10 тысяч лет до нашей эры) до железного века (500 лет до нашей эры).

На территориях с аридным климатом (пустыни и полупустыни) колебания в содержании углерода-13 в растениях являются важным индикатором — они указывают на стресс, вызванный засухами. То есть, орошение территории и количество осадков оказалось главным показателем, с которым смогли работать ученые (густота посевов и засоленность почв не так воздействуют на изотопы).